Проректор по развитию и руководитель отделения социальной работы Свято-Филаретовского института Марина Наумова рассказала АСИ о том, кто такие социальные координаторы, чем они отличаются от соцработников и какие перспективы у новой профессии.
Фото: из личного архива Марины Наумовой
Накануне на сайте Правительства Москвы появилась информация, что социальные координаторы будут работать во всех больницах столицы. Такое заявление сделала заместитель главы города по вопросам социального развития Анастасия Ракова.
По ее словам, служба социальных координаторов оказывает помощь москвичам с момента госпитализации до оказания необходимых социальных услуг после выписки из стационара. Для обращения к координаторам не требуется подавать заявления, они сами выявляют запрос пациентов и приходят к ним на помощь.
Социальный координатор — кто он
В российской системе социального обслуживания населения появилась новая профессия – социальный координатор. Эти специалисты призваны изменить подход к соцработе в нашей стране и сделать всю отрасль социальной помощи более эффективной. Пока координаторов готовят лишь в одном вузе в Москве – Свято-Филаретовском институте.
Социальный координатор — это своего рода кейс-менеджер, который работает с конкретным случаем, то есть с человеком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: отвечает за организацию целостного процесса оказания помощи этому человеку. А, главное, за результат этой работы.
Помочь встать на ноги
К сожалению, характер социальной помощи в России формирует из людей потребителей, тех, кто нацелен всю жизнь потреблять ресурсы – от государства, благотворителей, близких.
Но в России совершенно необходима другого рода социальная помощь, когда, образно говоря, не постоянно дают «рыбу», но дают удочку, чтобы ловить «рыбу». Что я хочу сказать? Важно помогать людям встать на ноги, стать более самостоятельными и ответственными за свою жизнь. Именно такого рода специалистов мы готовим.
Основные функции
Целостная работа включает в себя несколько этапов. Сначала координатор изучает жизненную ситуацию клиента и диагностирует, то есть фиксирует имеющиеся проблемы, потребности и ресурсы клиента и его окружения. Затем начинает планировать, как этому человеку помочь.
Составляется своего рода «маршрут помощи». По ходу дела он привлекает необходимых специалистов, которые могут оказать специализированную помощь, если это необходимо. Также координирует деятельность этих специалистов. Находит дополнительные ресурсы – волонтеров, фонды, социальных работников, спонсоров.
Важно увидеть ресурсы в самом клиенте, в его окружении: это могут быть близкие, друзья, соседи, церковная община, если человек верующий, и т.д. Далее социальный координатор мониторит весь процесс оказания помощи, его последовательность и системность. А в конечном итоге оценивает результат, получилось ли реализовать тот план помощи, который был изначально составлен. Если нет, то почему. Возможно, стоит изменить план.
Здесь надо иметь в виду, что конечная цель работы социального координатора – реальное, ощутимое повышение качества жизни клиента. Поэтому итоговая рефлексия — очень важный этап работы со случаем. Весь этот функционал кардинально отличается от деятельности того же соцработника, который, в основном, оказывает бытовую и лишь отчасти социальную помощь.
Эта профессия находится в стадии формирования. Однако уже сейчас специалистам в сфере социальной помощи и здравоохранения видны результаты профессиональной деятельности социальных координаторов. Работодатели начинают осознавать, что социальный координатор — это совершенно другого рода квалификация, которая сильно отличается от социального работника, и берут на работу наших выпускников, имея в виду тот функционал социального координатора, о котором я говорила.
Основные сложности развития профессии
Недавно прошла конференция «Социальная работа со случаем в современных условиях», где мы впервые собрали все НКО, которые так или иначе хотят работать со случаем или уже это делают. Был круглый стол, посвященный социальной координации как новой профессии в России. Там мы обсуждали вопросы ее дальнейшего развития.
Мы зафиксировали определенные проблемы, связанные с внедрением подхода «работа со случаем» и появления новой профессии. Сейчас готовим итоговую резолюцию, в которой будут сформулированы как сами проблемы, так и возможные пути их решения.
Главная проблема – низкое качество межведомственного взаимодействия. Координация между ведомствами и разными организациями оставляет желать лучшего. Например, очевидна проблема взаимодействия между организациями социальной помощи и здравоохранения. А в нашем случае совсем плохо обстоит дело со взаимодействием этих учреждений с образовательными организациями.
Для наших слушателей, которые получают дополнительное профессиональное образование по специальности «социальный координатор», мы до сих пор не можем организовать легальную практику в учреждениях здравоохранения. В НКО можем со всеми необходимыми ограничениями в допуске к персональным данным, а в государственных учреждениях здравоохранения – нет.
Доступ к персональным данным имеют только сотрудники учреждений, а слушатели программы не могут знать ни диагноза, ни социального статуса, ни даже фамилии, имени, отчества. Но как можно научить человека социальной координации без доступа к данным клиента? Ведь студенты медицинских вузов проходят практику в медицинских учреждениях, имея доступ к пациенту, его диагнозу, анамнезу, предлагаемым путям лечения, иначе — не научишься.
Так и слушателям, а в дальнейшем и социальным координаторам, нужен доступ к информации, к ресурсам, чтобы действенно помогать людям. На данном этапе необходимо создать рабочую группу для решения существующих проблем, хотя бы в Москве, а дальше делиться опытом с регионами.
Перспективы в России
Запрос на профессию социального координатора однозначно есть и в последнее время он возрос — не только со стороны НКО, но и со стороны государственных учреждений. Мы видим актуальность этой профессии.
Возьмем хотя бы текущие обстоятельства – в России по известным причинам появилось много беженцев. Для людей это экстремальная ситуация: они переезжают в другую страну или регион, у них ни жилья, ни работы, ни медицинской помощи, детей не могут устроить в школы, детские сады и прикрепить к поликлиникам.
Фото: предоставлено благотворительным фондом «Жить вместе»
Социальный координатор в этих обстоятельствах просто необходим для того, чтобы помочь в упрощенном порядке получить гражданство, медицинскую и социальную помощь, оформить льготы и пособия и даже, возможно, трудоустроиться. В каких-то случаях необходимо найти волонтерскую помощь, чтобы посидеть с детьми или пожилыми людьми, получить содействие со стороны благотворительных фондов. Для этого всего нужны обученные специалисты — социальные координаторы.
И они должны быть везде – в больницах, хосписах, психоневрологических интернатах, благотворительных фондах, организациях социально ориентированного бизнеса, оказывающего адресную помощь. Мы открыты к сотрудничеству с различными организациями для того, чтобы в нашей стране появлялось все больше людей этой профессии, а система социальной помощи выстраивалась не от номенклатуры услуг, а от человека в его конкретной жизненной ситуацией.
Записала Елена Алмазова
Источник: АСИ
Comments